Миллефиори – одна из самых узнаваемых и ценных техник в производстве муранского стекла. Дословно, «миллефиори» изначает «тысяча цветов», поскольку результат этой крополивой работы напоминает цветочный ковер на летнем поле. Глядя на удивительные украшения, лампы, вазы, трудно представить, сколько труда вложено в эти работы, и какой сложный исторический путь проделало это мастерство, прежде чем найти свое современное применение.
Техника, которую сейчас называют «миллефиори», впервые была применена в Фивах (городе, позднее ставшем столицей древнего Верхнего Египта) еще в 16-м веке до нашей эры. Затем это искусство было на века утеряно, а древние греки и римляне возродили его снова, научившись изготавливать очень сложные, многоцветные украшения и посуду, образцы которых дошли и до наших дней.
После многовекового забвения интерес к цветному стеклу снова появился в 13-м веке нашей эры в Италии, где местные стеклодувы в стремлении подражать древним мастерам принялись изобретать и совершенствовать разнообразные техники художественной обработки стекла . Однако многие секреты муранского стеклоделия на несколько столетий снова были забыты, и лишь в конце 19-го века Винченцо Моретти раскрыл тайну производства миллефиори. Поняв, что основу многоцветного стекла составляют кусочки стеклянных прутков, в сечении имеющие цветочный орнамент, и проделав множество экспериментов, Моретти изготовил несколько точных копий древнеримской посуды, найденной в развалинах Помпеи.
Изделия Моретти, продемонстрированные на Всемирной парижской выставке в 1878 году, имели столь большой успех, что многие итальянские компании принялись осваивать это направление стеклоделия. До недавнего времени сложный многоступенчатый процесс изготовление миллефиори было прерогативой итальянских мастеров, однако во второй половине 20-го века эта техника была удачно освоена японскими, китайскими и индийскими фабриками по производству художественного стекла и украшений.
Основой для получения стекла «миллефиори» являются «муррини» (или «муррины») – одиночные небольшие цилиндрики, полученные путем нарезания длинного стеклянного прутка, имеющего в сечении цветной, обычно цветочный или звездчатый орнамент.
Изготовление стеклянного прутка миллефиори – самый сложный и ответственный процесс в производстве миллефиори. Существуют два концептуальных способа получения цветных прутков: пошаговая отливка с помощью молдов и спекание из тонких одноцветных стеклянных прутиков («родов»).
В первом способе стекло, которое будет серединкой будущего цветка в муррини, расплавляется и наматывается на длинный металлический стержень, чуть остужается, а затем опускается в молд (специальную вертикальную форму). Вынутая из молда остывшая стекольная масса, принявшая форму цветка или звезды, снова обматывается горячим стеклом другого цвета и опять погружается в молд побольше. Этот процесс продолжается до тех пор, пока многослойное стекло на стержне не примет в сечении тот орнамент, который задумал мастер.
На фото показан пошаговый алгоритм отливки в молде: обмотка стержня горячим стеклом (1), опускание в одну из форм - молдов (2), застывшая серединка, принявшая форму молда (3) и обматывание ее новым слоем стекла другого цвета (4).
Таким же способом последовательного формирования фигурных слоев изготавливают традиционные бусины шеврон.
Второй способ состоит в том, что мастер складывает толстый пруток с желаемым орнаментом на сечении из множества тонких прутиков разноцветного стекла. Затем эта своеобразная «вязанка» нагревается до полного спекания отдельных прутиков в сплошную массу, которая будет представлять из себя толстый цилиндр, на разрезе которого сохранится исходный узор. Второй способ более трудоемкий, но он позволяет делать асимметричные муррини с фигурками людей и животных, буквами и вообще любой картинкой по вкусу изготовителя.
Далее толстый цилиндр цветного стекла, полученный первым или вторым способом, разогретый до эластичного состояния, с помощью специальных щипцов осторожно растягивается в стороны (иногда для этой операции требуются два мастера). Свойства стекла таковы, что при растягивании рисунок внутри стекольного прутка сохраняется, но уменьшается в размерах, пропорционально утоньшению растягиваемого цилиндра. Так из короткого толстого прута получается тонкий длинный стеклянный стержень, на срезе которого остается уменьшенная копия орнамента, получившегося в цилиндре. Стержень нарезается на ломтики – это и есть муррини.
На фото: изготовление цветных слоев с помощью молдов (1), растягивание цилиндра в тонкий прут (2-3), расламывание на отдельные ломтики - муррини (4).
Если муррини предназначены для спекания на какой-то другой стеклянной основе, то они нарезаются тонкими «чипсами», если будут спекаться только между собой или превращаться в бусины с одиночным узором, то режутся более толстыми кусочками. Нарезанные муррини зачастую бывают со скошенными, острыми и сколотыми краями, поэтому их либо спекают между собой, либо шлифуют и нагревают до оплывания острых краев.
Бусины миллефиори получаются, когда чипсы муррини припекают к стеклянной основе, либо из цельного нарезанного прутка, когда муррини оплавляются до нужной формы. Затем, если необходимо, в бусинах просверливается узкая дырочка.
Примерно с 80-х годов 20-го века технику миллефиори взяли на вооружение мастера, работающие с полимерной глиной. Оказалось, что при раскатывании цилиндра глина ведет себя так же, как и стекло – уменьшается в диаметре, сохраняя рисунок на срезе. После сбора задуманного орнамента и раскатывания в тонкую «колбаску», глина нарезается ломтиками (аналог муррини), а затем полученные ломтики запекают как отдельные бусины или облепляют ими основу.
Современные центры изготовления бусин миллефиори – Италия, Китай, Япония и Индия. Бусины производства разных стран довольно легко отличить друг от друга. Итальянские бусины традиционно изготавливаются из тяжелого, плотного, почти непрозрачного стекла, муррины в итальянских бусинах имеют сложные, многоцветные структуры, фоном обычно используют черное или красное стекло, иногда и золотую фольгу. Итальянские миллефиори имеют гладкую блестящую поверхность и выглядят очень ярко и торжественно.
Традиционные китайские миллефиори – из более легкоплавкого полупрозрачного стекла, часто бусина состоит из одной двух-трехцветной муррини. В настоящее время китайские производители наладили выпуск точных имитаций итальянских миллефиори (из итальянского стекла и под руководством итальянских мастеров, с соблюдением орнаментов и цвета). Часть продукции таких фабрик продается в самой Италии, т.к. стекольным фабрикам становится выгоднее размещать заказы в Китае, чем производить самим. На выставке в Туксоне в 2009-м году китайские копии винтажных миллефиори были высоко оценены специалистами.
Индийские миллефиори обычно трехцветные, они отличаются грубоватым исполнением, довольно крупными размерами и широким отверстием. Индийские бусины больше всего похожи на так называемые «африканские миллефиори» - бусины, которые Италия производила в больших количествах во второй половине 19-го века для торговли с африканскими странами. Африканские миллефиори делались большими партиями и наспех (для обеспечения своей дешевизны), они отличаются грубо спеченными мурринами, часто неровной поверхностью и стеклом недорогих марок.
Наконец, японские миллефиори легко узнать – это непрозрачные массивные блестящие бусины, будто посыпанные мелкими мурринами со спиральными и точечными орнаментами. В настоящее время их почти не производят, но в середине 20-го века японские бусины-миллефиори были очень распространены.
На рисунке ниже примеры: современных итальянских миллефиори (1), винтажных итальянских миллефиори, выпущенных в 1920-х годах (2), миллефиори китайского производства из итальянского стекла (3), "африканских" миллефиори (4), японских миллефиори (5), обычных китайских миллефиори (6), индийских миллефиори (7).
DOMbusin.ru
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.