Венецианским (а также Муранским) называют стекло, сделанное в итальянской Венеции, прежде всего на острове Мурано. Удачно расположенный в Венецианской лагуне, Мурано еще в VII веке был известен как торговый порт, а к X столетию остров стал крупным центром торговли и ремесла.
Изделия из венецианского стекла всемирно известны уже более пятисот лет, в первую очередь благодаря своей красоте, сложности и качеству исполнения. Различные предметы посуды и домашней утвари - люстры, вазы, бра, а также стеклянные украшения, произведенные в Венеции, высоко ценились среди представителей самых видных аристократических и королевских семей Европы. Сегодня изготовление венецианского стекла продолжает процветать, привлекая на остров Мурано, где сосредоточено стекольное производство, большое количество туристов.
Оригинальные технологии изготовления этого стекла были развиты еще в XIII столетии, к концу которого центр венецианской стеклянной промышленности был перемещен на остров Мурано. Первоначально огромное влияние на художественные формы венецианского стекла было оказано византийскими стеклодувами, признанными мастерами в изготовлении смальты и стеклянной мозаики. Передаче византийского опыта способствовало разрушение Константинополь во время Четвертого Крестового похода в 1204 году, после чего многие ремесленники переехали в Венецию, оставшись в этом городе.
Мурано, как центр стеклодувной индустрии, сложился в тот период, когда в конце XIII века венецианская республика, боясь пожаров (а дома в те времена строились преимущественно из дерева), постановила закрыть все стеклолитейные заводы в пределах города. Запретив изготовление стекла в самой Венеции, руководство республики разрешило и поощрило стеклодувное производство вне города, что привело к сосредоточению стеклолитейной промышленности на острове Мурано. Таким образом, если изначально муранское стекло было лишь частным случаем венецианского, то начиная с XIV века, эти понятия полностью объединились.
Трудясь над развитием технологий, прирастая богатством и славой, стеклодувы быстро стали самыми именитыми гражданами Мурано. Им были даны небывалые привилегии, например, в XIV веке им разрешалось носить мечи и иметь иммунитет от судебного преследования венецианским государством, но в то же время, в целях сохранения цеховых секретов, мастерам запрещалось покидать свой остров. Лишь немногим удавалось, несмотря на запрет, открыть свое производство в окружающих городах и в таких далеких странах, как Англия и Нидерланды.
Островная изоляция и конкуренция среди мастеров способствовали невероятному развитию искусства стекольного дела. Каждая семья в своей фамильной мастерской изобретала и совершенствовала собственные подходы к изготовлению, окрашиванию, декорированию стекла, секреты мастерства хранились и передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений.
В течение двух столетий, с XIV по XVI век, венецианские мастера разработали множество декоративных методов работы со стеклом, добившись невиданного для тех времен уровня прозрачности и контроля над цветом. Исключительному взлету стеклоделия во многом помогли открытия мастера Анджело Баровьера, который в середине XIV века впервые создал "кристалло" - необыкновенной чистоты и прозрачности стекло, подобное горному хрусталю. Ему же приписано изобретение непрозрачного "молочного" стекла латтимо, похожего на лучший китайский фарфор, а также стекла, имитирующего природный халцедон.
Стеклодувы Мурано держали монополию на стекольную промышленность в течение многих столетий, развивая и совершенствуя большое количество оригинальных технологий, включая производство прозрачного стекла, эмалированного стекла - смальты, стекла с включениями золота, серебра, авантюрина, разноцветного стекла миллефиори, молочно-опалового стекла латтимо, цветных жгутиков латтичино, искусственных драгоценных камней, сделанных из стекла, и многого другого.
Однако постепенно, несмотря на усилия удержать секретные технологии венецианских стеклодувов в пределах Венеции, они стали известными в других местах, и стеклянная посуда венецианского стиля начала производиться в других итальянских городах и других странах Европы. Сегодня древние методы, помноженные на современные технологии и материалы, продолжают широко использоваться в ручном производстве украшений, дорогих ваз, люстр, бокалов.
DOMbusin.ru
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.